Имболк (краткая историческая справка)

Итак, Имболк (Candlemas) – это время, когда сквозь зимнюю стужу начинают появляться первые признаки приближающейся весны, первые признаки того, что Колесо года в своем вращении начало двигаться к теплу и обновлению. С возвращением к жизни связан и еще один аспект Имболка как праздника очищения, когда после зимних холодов отмываются от грязи.

Но Имболк – это не только праздник приближающейся весны. Традиционно он почитается и как праздник дома, домашнего очага. Почему это так? Думаю, тому может быть множество причин. Конечно, уже сам факт появления первого молока и приход времени первой дойки определяет возможность домашнего праздника, сопровождающегося приготовлением традиционных для него молочных блюд, по которым люди, живущие натуральным хозяйством, успели соскучиться. Но если где-то, например, в Пенсильвании приход весны уже зрим в окружающем наш дом мире, для нас это еще зима, не собирающаяся пока сдавать своих позиций. Если где-то сурки и выходят из спячки и покидают свои норы, то наши барсуки и медведи еще долго не вылезут из своих нор и берлог. Однако то, что не всегда может почувствовать человек, чувствуют животные и растения, и, живя бок о бок с нами, сообщают об этом нам. Именно домашние животные и растения, оберегаемые нами от суровой зимней непогоды, приносят в наш дом весть о приближающейся весне.

Богиня Имболка – Бригит, дочь великого бога друидов Дагды и, одновременно, матерь всех богов (mater omnium deorum hibernensium). Она “мать семейства” и в то же время “верховная властительница”. Именно поэтому Бригит – богиня плодородия, огня и домашнего очага, но одновременно она – богиня ремесел, в том числе кузнечного, целительства, поэзии; богиня искусств, творчества и учения в широком смысле. Несомненно, атрибуты и ассоциации Бригит также связаны с таковыми праздника Имболк, и в этом еще одно объяснение связи данного праздника с почитанием домашнего очага. Возможно, менее очевидна связь первой дойки овец, ассоциированной с Имболком, с патронажем Бригит над плодородием с одной стороны и творчеством с другой. Здесь следует заметить, что плодородие вовсе не должно пониматься как “урожай”, т.е. некий результат, венчающий процесс. Реально речь идет о жизненной творческой силе, проявляющейся и в весеннем возрождении природы, и в возможности ее дальнейшего процветания, и во всех аспектах творчества человека, понимаемом как сотворчество природе и богам. Более того, Бригит не только несет потенцию, но и осуществляет инициацию искусства в значении artis. Таким образом, Бригит – это богиня потенции и инициации, в то время как богом реализации этой потенции является у кельтов Луг. Неслучайно праздник Луга, Лугнасад (1 августа) занимает на Колесе года оппозиционное положение по отношению к празднику Бригит, Имболку (1 февраля). Эти боги и эти праздники комплементарны друг другу, также как весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния.

Название праздника можно перевести примерно так: "в молоке". В это время беременные овечки начинают давать молоко - верный признак приближающейся весны. Второе название праздника происходит от слова "кэндл" - "свеча" - поскольку в этот день принято зажигать очень много свечей, чтобы приветствовать кельтскую Богиню Огня Бригит, которая в эти мрачные холодные дни способна поддерживать огонь в наших очагах. В этот же день проводятся ритуалы в честь святого Блеза, который, как принято считать, предохраняет верующих от простуды, и в этих ритуалах тоже используются свечи. Имболк - первый день весны в традиции земной магии. Иногда его называют "праздником огней" или "праздником света".

Многие земледельческие народы непосредственно на Имболк отмечали появление какого-либо знака, свидетельствующего о приближении весны: начала брожения соков в деревьях, возвращение некоторых видов птиц, появления весенних созвездий на зимнем небе, и тому подобное.

В это же время христиане отмечают праздник Святой Бригитты (аналога кельтской Богини Огня), которая, согласно христианской мифологии, была повивальной бабкой Девы Марии. Таким образом, и христианский праздник напоминает о зарождающейся жизни.

Католики же празднуют Сретение Господне, в память о представлении Иисуса в Храме и ритуальном очищении его матери (по законам церкви женщина и по сей день 40 дней после родов считается нечистой!). Устраивали в эту ночь большое гуляние, за которым следовал длительный пост и очищение. Итак, возвращаясь к Бригит, мы можем еще раз подчеркнуть ее роль как источника и подательницы того творческого потенциала, который призван быть реализованным перечисленными в предыдущем абзаце и, наверняка, многими другими богами, а на своем уровне – магами, художниками, учеными. Именно начало этой реализации, ее исходный импульс мы и отмечаем в праздник Имболк.




© 2004, Бернхард.
Сайт управляется системой uCoz